Крестовые походы

Красный крест на щите паломников
0 комментариев

Время на прочтение: 10 минут(ы)

Крестовые походы, военные походы западно-европейских феодалов (и отчасти крестьян) на Восток в период 11—13 вв. Надо различать два этапа в истории Крестовых походов.

Крестовые походы

Война Крестовых походов за веру и богатства

Первоначально они представляли собой эмиграционное и колонизационное движение, вызванное социальным кризисом 11 в. Вскоре они видоизменили свой характер в связи с изменением социально-экономических условий Европы: они стали орудием в руках зап.-европейских феодалов для захвата новых земель и новых масс крепостных и к тому же оказались в тесной зависимости от интересов купеческого капитала северно-итальянских городов, а также от интересов папства и католической церкви. 11в . был для Франции веком глубокого и все обостряющегося кризиса феодальной системы. Феодальный гнет вызывал крестьянские восстания, бегство крестьян в леса, голодовки.

Феодалы воевали между собой за землю и за рабочие руки, недостающие, несмотря на рост населения. Церковь, самый крупный землевладелец, была очень заинтересована в установлении мира, но ее попытки создать т. н. «божий мир» кончались неудачей. В этой обстановке паломничество в Иерусалим, практиковавшееся давно как дело религиозное, приняло другой характер: на Восток двинулись огромные вооруженные толпы, формально паломники, по существу же — искатели новых и более свободных земель. Так, напр., в 1054 епископ Литберт Камбрейский совершает паломничество с отрядом в 3.000 чел., в 1064 архиепископ Зигфрид Майнцский — с отрядом в 7.000 чел.

Такие походы стали тем более соблазнительными, что мусульманские государства Востока к концу 11 в. представляли собой группу враждующих между собой княжеств сельджукских турок (Иконий, Мосул, Дамаск, Гапеб). Не удивительно, что во Франции выступали агитаторы (самый известный из них— Петр Пустынник), которые проповедовали поход на Восток и призывали к освобождению» — гроба господня» из-под власти мусульман. Проповедь нашла широкий отклик как среди угнетенных масс крепостного крестьянства, так и среди жаждущих земли и военной добычи феодалов.

Особенно горячо стремилось к обширным военным предприятиям мелкое и мельчайшее рыцарство, обремененное долгами и жаждавшее добычи. Вторая половина 11 в. наполнена попытками организовать б. или м. крупные военные предприятия против арабов (1060, 1073, 1076), всегда привлекавшими множество добровольцев. Планы организации больших Крестовых походов на Восток были уже у папы Григория VII (см.). В ноябре 1095 на Клермонском соборе под влиянием господствовавшего тогда во Франции настроения и по совету франц. духовенства, желавшего спасти церковные владения от крестьянских волнений и феодальных междоусобиц, пана Урбан II решился санкционировать эмиграцию на Восток.

По окончании собора он выступил перед собравшейся массой с призывом к освобождению «святой земли». Кто хотел участвовать в походе, пришивал себе на одежде красный крест, icоторый легитимировал его как «паломника». Церковь брала на себя охрану имущества крестоносцев (что привело к ее значительному обогащению) и предоставляла отсрочку по уплате долгов. Теперь никто уже не смел задержать далее крестоносцев-крепостных. «Всем дорога была открыта во имя бога» (Тудебод). Хотя папа началом похода установил 15/VIII 1096, однако уже весной пять больших отрядов полуголодных крестьян двинулись на Восток. Люди поехали с семействами и со скарбом, продавая предварительно все ненужное для похода.

Три отряда были уничтожены в Венгрии, где на них смотрели, как на опасных разбойников. В пиерийских городах крестоносцы устраивали еврейские погромы, т . к. среди них было множество неоплатных должников мелким ростовщикам-евреям. Два отряда, под руководством Петра Пустынника и бедного рыцаря Вальтера, пробрались в Малую Азию, но там были разбиты турками и остатки их вернулись в Константинополь, сборный пункт главной армии крестоносцев. Ополчения из Северной Франции и прирейнской области пошли через Венгрию и Болгарию, провансальцы — через Северную Италию и по берегу Адриатического моря, фландрцы и нормандцы переехали морским путем из Южной Италии. Главные вожди первого Крестового похода были: Готфрид Бульонский, феодал из окрестностей Вердена; Раймунд Тулузский, крупнейший феодал Южной Франции, который вел тогда неудачную войну с Пуатевинскими графами; Роберт Нормандский, притесняемый своим братом, английским королем; Роберт Фландрский; Боэмунд—старший, но устраненный от престола сын нормандского герцога Южной Италии Роберта Гвискара.

Крестоносная армия состояла не только из воинов, но также из массы невооруженных эмигрантов, просто присоединявшихся для большей безопасности к вооруженным отрядам. Перебравшись в Азию (частью через Ломбардию и Далмацию, частью через Германию, частью через Эпир, Македонию и Фракию), крестоносцы заняли столицу Иконийского султана—Никею—и разбили его при Дорилее. С большим трудом перешли они Тавр. Армянское княжество Эдесса, находившееся в юго-восточной части Малой Азии, было первым государством, созданным крестоносцами.

Осеныо 1097 они начали осаду города Антиохии. После захвата его сами крестоносцы оказались окруженными войсками мосульского эмира Кербоги и лишь с большим трудом разбили его. Вожди уже начали спорить о владении городом, но рядовые крестоносцы требовали продолжения похода в Иерусалим. В городе Маарат-эн-нумап произошел открытый мятеле. Возмутившиеся крестоносцы разрушили городские стены, чтобы они не могли служить опорой феодалам, желающим там остаться и создать себе владение. В июне 1099 крестоносцы стояли под Иерусалимом. Этот город был тогда во власти египетского халифа, который захватил его, использовав затруднения, созданные для сельджуков Крестовым походом.

После трехдневного штурма Иерусалим был взят (15/VII 1099). Крестоносцы устроили там массовую резню мусульман и евреев. Готфрид Бульонский был избран защитником «святого гроба». Он успешно отразил попытку египтян вернуть себе Палестину. Лишь незначительные остатки крестоносцев возвратились на родину — 300 рыцарей и 2.000 пехотинцев. Остальные или погибли или осели в основанных крестоносцами государствах на Востоке. Государства крестоносцев охватили всю Палестину (королевство Иерусалим), Сирию (княжество Антиохия и графство Тринолис) и юго-восток Малой Азии (графство Эдесса).

Только в горах Ливана сохранилось маленькое государство ассассинов (см.), шиитских сектантов, связанных с египетским халифом, и в городах Халебе и Дамаске держались сельджукские султаны. Брат и наследник Готфрида Балдуин I принял звание короля. Он и его наследники—Балдуин II (1118—31) и Фулысо Ашкуйский (1131—44)— путем брачных связей с мощными франц. феодалами старались обеспечить себе материальную и военную поддержку Запада. Той же цели служили вновь созданные рыцарские ордена тамплиеров и госпитальеров (см.), создавших на Западе мощную организацию для собирания средств и вербовки людей для колоний. Власть иерусалимских королей была сильно ограничена властью итальянских городов, пользовавшихся широкими привилегиями, а также властью орденов и иерусалимского патриарха.

Только благодаря помощи итальянских городов удалось жителям новых франц. колоний избежать голода в разоренной стране с враждебным населением. Кроме того, они должны были вести постоянную борьбу против туземного сирийского населения, обращенного в крепостное состояние и не раз поднимавшего восстания (особенно было велико Бейрутское восстание 1125). В 1144 мосульский султан занял Эдессу, и колонии находились под сильной угрозой. Проповедь нового Крестового похода нашла гораздо меньший отклик, чем полвека назад, ибо укрепление королевской власти и рост городов во Франции ослабили причины, вызвавшие первый поход. Все-таки Бернарду Клервосскому (см.) удалось добиться, чтобы французский король Людовик VII и германский король Конрад III «взяли крест».

Германская армия, выступившая первой, была разбита турками в Малой Азии. Французы отправились из порта Атталы морским путем в Палестину, причем массу бедных «паломников» на корабли не приняли, так что многие из них были просто перебиты турками после огьезда франц. флота, и не менее 3.000 из них перешли на сторону турок и приняли ислам. Осада Дамаска крестоносцами кончилась неудачно, так как сирийские бароны не поддержали ее, опасаясь, что новые крестоносцы присвоят себе все результаты завоевания. Таким образом, второй Крестовый поход (1147—49) кончился безрезультатно. Объединение Египта и Сирии под властью султана Саладина (занятие им Дамаска н 1174, Халеба—в 1183) было страшной угрозой для колоний.

В это время на иерусалимском престоле сидел совершенно неспособный авантюрист Гпидо Лузниьян, выдвинутый патриархом и орденами после прекращения Анжуйской династии (11 SO). Нa Западе взимался тогда регулярный налог в пользу колоний, и в Иерусалиме и Акро были созданы военные кассы, куда собирались налоги (1% от стоимости земли и 2% урожая). В 1187 египетская армия разбила армию Иерусалимского королевства при Гиттине и после этого завоевала всю Палестину с городом Иерусалимом. В 1189 в руках христиан остались только Антиохия, ‘Гриполис, Тир и крепость госпитальеров Маркат.

Но и эти сирийские колонии, как они ни были жалки сами по себе, во второй половине 12 в. уже имели большое значение как опорные пункты для торговли с Востоком. Поэтому западно-европейские государи поспешили им на помощь. Германский император Фридрих I Барбаросса прошел со своей армией Византийскую империю, находившуюся тогда в союзе с Саладином и всячески препятствовавшую Крестовому походу, и пересек Малую Азию; но так как он утонул при переходе реки Салеф в Сирии, главные силы германцев прекратили поход (1190). Французский король Филипп Август и английский король Ричард Львиное Сердце, временно уладив англо-французские противоречия, прибыли в 1191 в Акру, чтобы помочь иерусалимцам занять этот порт, ибо все порты, кроме Тира (где сидел противник иерусалимского короля Конрада Монферратского), были в руках мусульман.

Летом 1191 Акра пала, и вскоре французы вернулись домой. Ричард еще оставался в Палестине до 1192, когда он заключил с Саладином мир натри года. В результате этого третьего Крестового похода за так наз. Иерусалимским королевством осталась только прибрежная зона от Тира до Яффы. Настоящим центром его стал порт Акра. Паломники сохранили право посещать Иерусалим. В Сирии продолжало существовать объединенное теперь княжество Антиохия-Трниолис. Захват новых колоний к соединенными силами европейских государей оказался невозможным вследствие существовавших между ними глубоких противоречий.

В Греции возник ряд государств французских и итальянских феодалов (королевство Фессалоникское, герцогства Афины и Ахея). Латинская империя существовала до 1201. Начало 13 в. было временем войн на юге Франции против альбигойцев (см.), а в Германии и Италии—войн между Гогенштауфенами и Вельфамп, гибеллинами и гвельфами. В результате этих войн получилась массовая детская беспризорность. Множество несчастных детей собиралось во Франции вокруг пастуха Стефана и в Нижно-Рейнской области — вокруг некоего Никласа; в 1212 они пошли в Крестовый поход. Масса детей погибла в пути, другие попали в руки работорговцев и были проданы в мусульманские страны Африки.

Нa иерусалимском престоле в период с 1192 по 1225 сменился .ряд королей из французских феодальных династии (Лузипьян, Монферрат, Бриенн). Государство по-прежнему оставалось в состоянии бессилия. Церковь отчисляла двадцатую часть своих доходов на нужды Крестовых походов. Поход венгерского короля Андроаса (1217) остался безрезультатным. В 1218 сборное крестоносное войско из германцев, французов, латинян и иерусалимцев (5-й Крестовый поход) сделало высадку в Египте и взяло важный город Дамиетту. Но в виду отсутствия ожидавшейся помощи от германского императора Фридриха II крестоносцы в конце-концов были принуждены египетским султаном к заключению перемирия, по которому они, кроме религиозных реликвий («святого креста»), ничего но получили (1221).

Германский император Фридрих II в 1227 предпринял, наконец, крестовый поход, который он уже два года раньше обещал папе. Но чтобы обезопасить свои итальянские владения от папы, он вскоре вернулся. Папа отлучил его от церкви, но Фридрих II, восстановив свою власть в Италии, снова отправился в Палестину. Он заключил с египетским султаном договор, согласно к-рому Иерусалим, Вифлеем и Назарет были переданы христианам. Вступивши без всякого кровопролития в Иерусалим, Фридрих II возложил там сам на себя иерусалимскую корону (1229). Его попытка установить в Иерусалимском королевстве абсолютизм, по примеру Сицилианского королевства (см. Сицилия), вызвала восстание иерусалимских баронов (под руководством Жана д Иболина) и городов, создавших для борьбы с ним Братство св. Адриана.

Это движение кончилось в 1241 взятием баронами Акры и Тира и полной их победой. По истечении срока десятилетнего перемирия Крестовый поход предпринял граф Тибо Шампанский и племянник Ричарда Львиное Сердце Ричард Корнваллийский (1239). Три взятых ими незначительных крепости были жалким результатом этих походов. В 1244 отряд хорезмцев, покинувших свою родину благодаря наступлению монголов и состоящих на службе египетского султана, занял Иерусалим и разбил христианское войско при Газе. Этим самым Иерусалимское королевство снова было замкнуто в те пределы, в которых оно существовало до похода Фридриха II. Во второй половине 13 в. проповедь Крестовых походов была явно безуспешна. Низам не разрешали уезжать , верхи не желали покинуть родину.

В германском городе Регенсбурге угрожали смертью всем, носящим знак креста. Только франц. король Людовик IX решился предпринять поход. В самой Франции были враждебные выступления против крестоносцев, может быть, в связи с тем, что бедноте было воспрещено участие в походе. Крестоносцы заняли Дамиетту (1249), но перед Мансурой они потерпели полное поражение, вся армия попала в плен к египтянам, и все средства, собранные на Крестовых походах, должны были пойти на выкуй короля и армии из плена. Еще четыре года Людовик IX оставался в Акре, но былы не в состоянии предпринять что-либо серьезное. Отправленное им посольство доминиканца Рубрука к монгольскому Великому хану для переговоров о принятии христианства и союзе против мусульман окончилось неудачей.

Во Франции во время отсутствия короля разгорелось большое крестьянское восстание т. н. пастореллов, или «пастушков». Это был протест крепостных масс против укрепившегося феодального государства на почве обострения классовых противоречий в связи с закрытием возможности эмиграции. В сирийских колониях шли беспрерывные, зачастую кровавые столкновения между венецианцами, поддерживаемыми тамплиерами, и их конкурентами—генуэзцами, нашедшими себе союзников в лице госпитальеров. Египетский же султан Бибарс успешно защищал свои сирийские владения против монгольских владетелей Персии, заключив союз с Кипчаком, с Сицилией и с Византией.

Поэтому положение колоний стало еще более тяжелым. В 1268 пала Антиохия. На Западе, очевидно, тоже уже считали положение безнадежным. Последний Крестовый поход Людовика IX принял совсем другое направление. Людовик IX в 1270 пошел на Тунис, владетель которого обидел провансальских купцов, дал убежище беглым сицилианским гибеллинам и отказался от платежей дани брату Людовика, сицилианскому королю. В атом походе Людовик IX умер. В 1272 еще раз иерусалимцы заключили с Бибарсом десятилетнее перемирио, которое им по крайней мере гарантировало Акру и окрестности.

По истечении перемирия началась эвакуация колоний. Бароны и ордена постепенно переправили свои ценности в Европу. В 1289 Триполис перешел в руки мусульман, а в 1291 пала Акра. С колониями в Сирии было покончено. Только на острове Кипре сохранилось до 1489 государство, созданное крестоносцами во время третьего Крестового похода. Тамплиеры перебрались во Францию, госпитальеры—на о-в Родос, Тевтонский орден—в Пруссию. В течение почти двух столетий (1095—1270) продолжались Крестовые походы. Наименование походов условно (принято считать 8 походов), ибо поток эмигрантов шел почти без перерывов, хотя объем его все время сокращался.

Транспорт «паломников» был в руках итальянских городов и рыцарских орденов. Ежегодно предпринималось два рейса: весенний—в марте и осенний— в августе. Корабли, везущие 1.000— 2.000 человек с лошадьми и запасами, ехали обыкновенно месяц из Мессины в Акру. Среди эмигрантов преобладали французы. Язык колоний был французский с итальянскими, греческими и арабскими примесями. Экономическое состояние колоний было всегда очень шатким, хлеба не хватало. В Европу экспортировались фрукты, вино, сахар и шелковые ткани. Господство в колониях принадлежало феодалам и купцам. Власть короля была сильно ограничена высшей курией в составе представителей крупных феодалов и городов. На местах существовали 27 курий баронов и 22 курии горожан.

В случае нарушения королем прав вассалов последние имели право коллективного отказа от военной службы. Вассалы имели право свободной продажи своих владений, даже в руки горожан. Горожане легко могли стать баронами, тогда как баронам прием в «буржуазию» был закрыт. Споры между баронами и горожанами решались перед курией горожан. Все это рисует нам колонии как обычную феодальную сословную монархию, но с чрезвычайно сильным, сравнительно с тогдашней Европой, влиянием купечества. Туземное население находилось в положении крепостных и вело постоянную борьбу со своими угнетателями. Иерусалимская армия состояла из рыцарской кавалерии, городской пехоты и туземных отрядов, т. н. туркопулов.

Рыцарские ордена представляли собой государства в государстве, и их великие магистры были почти независимыми государями. Обычное право городов было зафиксировано уже в середине 12 в. в т. н. ассизах курий горожан. Обычное право курий баронов было записано двумя юристами Жаном д’Ибелином и Филиппом Нанаррским во время борьбы баронов с Фридрихом II. Составленные ими ассизы высшей курии являются самым совершенным выражением феодального права, но они лишь односторонне отражают реальную действительность, т. к. в них не отражено огромное влияние горожан и купеческого капитала (см. письмо Энгельса Конраду Шмидту от 12/III 1895). Интересно, что город Акра ответил в 1236 на абсолютистские поползновения Фридриха II созданием коммуны по итальянскому образцу.

Крестовые походы в 12 в., с одной стороны, имели для феодальной Европы консервирующее значение. Они направили недовольные рыцарские и крестьянские массы на Восток и тем самым способствовали укреплению феодального строя Европы. Но наряду с этим они дали большой толчок развитию торговли и накоплению торгового капитала и тем самым подготовили разложение феодализма. Влияние Востока на европейскую культуру в период Крестовых походов было значительно. Оттуда перешла в Европу культура риса, сахарного тростника, маиса. Оттуда же распространились ветряные мельницы и употребление в арифметике арабских цифр.

Ряд арабских терминов, связанных с морским и торговым делом, проник тогда в европейские языки. Географический кругозор европейцев сильно расширился. В Европе начали изучать восточные языки, в Лувене, Саламанко и Паршко возникли кафедры арабского и «татарского» языков. Особенно важно, что знакомство с мусульманским Востоком нанесло в Европе непоправимый ущерб церковно-христианскому мировоззрению, этой основной идеологической опоре феодализма, значительно раздвинув культурные горизонты европейцев.

Источники по истории Крестовые походы очень многочисленны. Они теперь большей частью собраны в «Recuei 1 des historiens des croisades». Из источников по истории первого Крестового похода особенно важны «Деяния франков», написанные одним южноитальянским норманном, и сочинения провансальца Раймунда д’Ажиль и лотарингца Фулькерня Шартрского. Самым крупным историком Крестовых походов является епископ Гийом Тирский, один из крупнейших средневековых историков вообще, писавший свою историю в 70-х и 8О-х годах 12 века. Историю четвертого Крестового похода описал Виллардуен (см.), Крестовый поход Людовика IX— ‘Куанвиль (см.).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!