Семилетняя война (1756—63)

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Семилетняя война (1756—63), неправильно называемая иногда Третьей Силезской войной, была вызвана, с одной стороны, англо-франц. войной, к-рая с 1754 велась на море, в Сев. Америке и Индии, а с другой — агрессивной политикой Пруссии, захватившей у Австрии во время войны за Австрийское наследство (1740—’18) Силезию и стремившейся в эту войну захватить Саксонию.

Семилетняя война (1756—63)

Семилетняя война (1756—63)

16/1 175 году между Англией, опасавшейся вторжения франц. войск в Ганновер, и Пруссией был заключён Вестминстерский договор, по к-рому они обязывались не допускать вступления иностранных войск в Германию. В свою очередь князь Кауниц, руководивший внешней политикой Австрии, опасался дальнейшего усиления Пруссии. Одновременно агрессивная политика Фридриха II создавала угрозу интересам России в Прибалтике (Курляндия) и Польше. 1/V 1756 Австрия и Франция заключили в Версале оборонительный союз, а 28/XII Елизавета Петровна подписала «акт 0 приступлении к помянутому Версальскому трактату». Фридрих II летом 1756 стал усиленно готовиться к нападению на Саксонию.

Начало Семилетней войны (1756—63)

28/VIII прусские войска вторглись в Саксонию и после поражения саксонской армии при Пирне (16/Х 1756) захватили всю Саксонию. В связи с прусской агрессией Австрия и Россия 2/II 1757 заключили русско-австрийский договор, по к-рому взаимно обязывалиь выставить против Фридриха II не менее 80 тыс. войск каждая (Австрия выплачивала России 1 млн. руб. из 12 млн. гульденов ежегодной субсидии, получаемой от Франции). В начале войны в прусской армии насчитывалось не более 145 тыс. человек, союзники же обладали гораздо большими силами—в России числилось 331.422, во Франции—211.753 и в Австрии—ок. 140 тыс. человек. Однако Фридрих II имел серьёзные преимущества в больших финансовых средствах, к-рыми его снабжала Англия (в особенности в первые годы войны), а также в значительной подвижности его армии, сравнительной быстроте развёртывания из походных порядков в боевые (что было новостью при тогдашней линейной тактике) и значительной для того времени скорости стрельбы (до 6 выстрелов в минуту).

С другой стороны, армия Фридриха II, будучи наемным войском, имела все его типичные недостатки: «Если бы Фридрих попытался с этим войском держаться наполеоновской тактики и если бы позволил своим наёмникам сражаться врассыпную, то в тот же самый день его войско разбежалось бы на все четыре стороны» (Ф Mеринг). Поэтому в армии Фридриха II был очень высок процент дезертиров. Не ограничиваясь усиленной шпионской деятельностью в тылу русской армии, в её штабах, Фридрих II с помощью английского посланника Ч. Уильямса стал организовывать заговор при самом дворе Елизаветы Петровны.

Уильяме привлёк на свою сторону канцлера А. П. Бестужева, к-рый склонил С. Ф. Апраксина, назначенного командующим русской армией против Пруссии, задерживать выступление русских войск против Фридриха II.—Большие военные действия развернулись в 1757; 6/V 1757 Фридрих II разбил австрийцев у Праги, 18/VI сам потерпел поражение под Колином в Богемии от фельдмаршала Дауна. Хвастливый прусский король совершенно недооценивал русскую армию. Фельдмаршалу Левальду, посланному с 30-тысячной армией против фельдмаршала С. Ф. Апраксина, Фридрих II писал: «Надеюсь, что мы вскоре отделаемся (от русских.— Ред.), и дешёвой ценой; это жалкие войска».

Произошло совершенно обратное. 30/VIII на берегах р. Прегель войска Левальда потерпели ж;естокое поражение: пруссаки потеряли убитыми 2.337 человек и 29 орудий. Но изменническая стратегия С. Ф. Апраксина свела на-нет значение этой победы: Апраксин отступил из Вост. Пруссии вопреки прямым приказам из Петербурга. В том же году Фридрих II нанёс сильное поражение 5/XI 1757 при Росбахе французам и 5/XII при Лейтоне (см.) у Бреславля—австрийцам. Ничем не мотивированное отступление Апраксина вызвало привлечение его к суду, что привело к разгрому заговора Уильямса. Русские в январе 1758 заняли Кёнигсберг, летом же этого года, когда Фридрих II возобновил наступление на австрийцев, русская армия двинулась к Одеру.

Как бы «блестящую победу» Фридриха II в Семилетней войне (1756—63)

25/VIII 1758 произошло сражение при Цорндорфе, к-рое большинство нем. историков пытается изобразить как «блестящую победу» Фридриха II над русской армией. На самом же деле при Цорндорфе, несмотря на яростные атаки прусской пехоты и хвалёной кавалерии Зейдлица, русская пехота сумела отразить все атаки, и когда намеренно самоустранившийся от руководства сражением ген. Фермор стал отступать, ни один прусский полк не осмелился проследовать отступавшие в полном порядке русские войска. В 1759, летом, русская армия под начальством нового главнокомандующего И. С. Салтыкова заняла Франкфурт-на-Одере и соединилась с корпусом австр. генерала Лаудона. Около Пальцига 23/VII 1759 Салтыков разбил армию прусского генерала Веделя,

12/VIII того же года произошло историческое сражение в Семилетней войне (1756—63) при Кунеродорфе (см.) у Одера близ Франкфурта. Пруссаки были разбиты наголову:

  • потеряли убитыми 7.627 чел.,
  • пленными—4.542,
  • дезертирами—2.055,
  • знамён—28 и пушек—172;
  • русские потеряли убитыми всего 2.614 человек.
  • Случайно вырвавшись из кольца окрунивших его казаков, «непобедимый» прусский король был близок к самоубийству.

Ф. Меринг даёт очень высокую оценку военным успехам рус. армии, к-рая в Семилетней войне (1756—63) «привела прусское государство на край гибели». 1700 год ознаменовался новыми успехами русских войск. Корпус гон. 3 . Г. Чернышёва 9/Х 1760 занял Берлин. С Берлина была получена контрибуция в размере 1.500.000 талеров, были конфискованы казённые деньги и всё военное имущество. Русские пробыли в Берлине 3 дня; своим смелым налётом на прусскую столицу они вынудили Фридриха II поспешить ей на помощь. 16/XII 1761 талантливый молодой русский полководец ген. Г1. А. Румянцев (см.) взял крепость Кольберг, во время осады к-рого отличился гениальный русский полководец А. В. Суворов (см.); он с небольшим отрядом сумел разбить пруссаков, пытавшихся итти на выручку Кольоерга.

В результате побед русских войск в Семилетней войне (1756—63) Пруссия стояла на краю гибели. К этому же времени Англия сломила мощь французов на море, в Америке, в Индии. Война могла бы закончиться полным разгромом Пруссии Фридриха II, если бы вступивший на российский престол Пётр III но отказался от войны против Пруссии. Пруссофильски настроенный Петр II заключил не только мир, но и союз с Пруссией (5/V 1762). Тем не менее историч. значение участия России в Семилетней войне (1756—63) было огромно: рус. солдаты, несмотря на изменническую тактику части генералитета и общее плохое руководство, одерживали одну победу задругой над армией, считавшейся лучшей в Зап. Европе.

Итоги Семилетней войны (1756—63)

Эти победы рус. солдат помешали Пруссии захватить Чехию и сильно задержали территориальный рост прусского полицейского гос-ва. Выход России из войны ускорил заключение мира. Англичанам удалось завладеть Канадой и почти совершенно вытеснить французов из Индостана. В. И. Ленин, анализируя характер Семилетней войны (1756—63 г) говорит, что Англия и Франция воевали из-за колоний. Окончательные мирные трактаты были подписаны: между Англией и Францией 10/11 1763 (Парижский мир), между Австрией и Пруссией 15/II 1763 (Губертсбургский мир). Англия закрепила все свои колониальные владения, превратившись в огромную колониальную дерисаву; Франция же лишилась Канады, Луизианы (кроме г. Новый Орлеан), части Антильских о-вов; в Африке из территории Сенегала sa ней остался небольшой остров, а из всех колоний в Индостане она сохранила лишь 5 городов (Пондишери и др.); Силезия осталась за Пруссией.

Обновлено: 12.10.2024 — 08:50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *