Оперативное искусство

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Оперативное искусство, учение об организации и проведении военных операций. В теории военного искусства Оперативное искусство занимает серединное положение между стратегией (см.) как учением о ведении войны и тактикой (см.) как учением о бое.

Оперативное искусство

Оперативное искусство

Понятие «оперативное искусство», являющееся производным от понятия «военная операция», получило свое нынешнее, вполне определенное содержание после первой мировой империалистической войны (1914—18) и гражданской войны в СССР (1917—22). Исходя из опыта войн 20 в., под операцией стали понимать комплекс боевых действий различных родов войск, входящих в состав большого общевойскового соединения (армии, группы армий или фронта) и объединенных общим оперативным замыслом; целью операции является разгром определенной группы вооруженных сил противника. Несколько операций, проводимых одновременно на различных участках фронта, на разных фронтах и театрах войны или осуществляемых последовательно (одна в развитие другой), могут привести к решению крупных стратегич. задач и достижению целей войны.

Отсюда вытекает подчиненное положение Оперативное искусство по отношению к стратегии. В свою очередь, операция слагается из ряда б о е в, т. е. отдельных боевых столкновений войск, находящихся между собой в непосредственной тактической и огневой связи, и с p а ж е н и й, к-рые представляют собой ряд расчлененных по фронту и в глубину боев, непосредственно но связанных, но направленных к достижению одной из частных задач операции. Вопросы, связанные с проведением «сражения, как и вопросы проведения операции В целом, относятся к области Оперативное искусство. Оперативное искусство находится в полной зависимости от уровня развития производительных сил, от экономического и политич. состояния страны.

Это нашло яркое выражение в войнах всех веков и особенно в 19 и 20 вв. (Франко-прусская война 1870—71, Русско-японская война 1904—05, первая мировая империалистич. война 1914—18, гражданская война в СССР 1917—22 и др.). В первую империалистическую войну 1914— 1918 все армии вступили с оперативными доктринами, проникнутыми наступательным духом. Эти доктрины, основанные преимущественно на изучении образцов полководческого искусства 19 в., отражали захватнические, агрессивные намерения господствующих классов воюющих стран. Предполагалось, что война будет окончена в короткие сроки, к чему была подготовлена и экономика воюющих стран. В соответствии с этим операции 1914 носили ярко выраженный маневренный характер.

Операции охвата, окружения, встречные сражения имели место в этот период на всех фронтах империалистической войны. Вскоре, однако, втянутые в войну огромные массы войск, богато оснащенные технич. средствами борьбы, создали сплошные фронты, где не было открытых флангов (оперативных пустот) для маневра войск. Огромное огневое насыщение пехоты пулеметами и артиллерией в сочетании со сплошными укрепленными позициями сделали оборону петы устойчивой уже с конца 1914. Артиллерия наступающего часто была бессильна подавить пулеметы и артиллерию обороны. Накопленные в мирное время запасы вооружения и снабжения были израсходованы в течение первых же месяцев войны.

Экономика воюющих стран не была подготовлена к быстрому переходу на нужды войны. Политика господствующих классов воюющих стран, во имя к-рой сражались армии, была несправедливой, захватнической политикой, не соответствовавшей интересам народных масс. В то время как капиталисты и помещики наживались на войне, рабочие и крестьяне терпели огромные лишения. В процессе войны для широчайших масс трудящегося населения и солдат «воюющих армий становился всо более и более ясным истинный, империалистич. характер войны. Все это в значительной степени отражалось на боеспособности армий:

  • у солдат иссякал наступательный порыв,
  • терялись героизм и
  • готовность к самопожертвованию, к-рые способствуют маневренным формам операций.

Наступление развивалось лишь до тех пор, пока артиллерия и другие технич. средства борьбы прокладывали и очищали путь для похоты; как только эти средства переставали воздействовать на противника, наступление останавливалось даже при отсутствии со стороны противника сильного сопротивления. Все перечисленные условия содействовали образованию сплошных позиционных фронтов. Армии закопались в землю. Сражения потребовали расхода огромных материальных и технических средств (оружие, снаряды, ружейно-пулеметные патроны, инженерное имущество и т. п.). В Оперативном искусстве позиционного периода первой мировой империалистической войны преобладали операции прорыва.

К месту прорыва сосредоточивались огромные массы пехоты, артиллерии и прочих технических средств для прорыва позиционного фронта и выхода на маневренный простор. Массовое применение отравляющих веществ наносило сначала большие потери, но не смогло пробить широких ворот в застывшей линии фронта. Главным средством прорыва до середины 1917 была артиллерия, уничтожавшая пулеметы, артиллерию и проволочные заграждения обороняющегося противника. Только со второй половины 1917 применение танков позволило наступающему на отдельных участках прорывать фронт, но при отсутствии необходимых сил и средств прорывы быстро ликвидировались обороняющимися, и прорванный фронт снова превращался в сплошной позиционный.

Характерно, напр., мартовское наступление 1918 на Западном фронте (21/III— 4/IV): на фронте в 80 км было сосредоточено

  • 75 пехотных дивизий,
  • С.800 орудий,
  • 1.000 самолетов,

но за 15 дней наступления наибольшая глубина продвижения достигла лишь 65 км. Все эти попытки прорвать фронт терпели неудачу до второй половины 1918, когда Антанта сумела максимально насытить свои ударные армии мощными наступательными средствами (танки, авиация, тяжела я артиллерия) и когда герм, армии потеряли прежнюю боеспособность и стали отступать под натиском войск Антанты. В этот период операции снова приняли подвижный маневренный характер, но уже на новой воонно-технической основе и при изменившейся общей политической обстановке.

В период гражданской войны в СССР Оперативное искусство в Красной армии получило новые основы: социалистический строй, новый боец, которому была ясна цель войны, так как война велась за кровные интересы трудящихся—против эксплуататоров и интервентов. Красная армия имела крепкий тыл, была связана общими интересами со всеми трудящимися страны; ею руководила партия Ленина—Сталина. В тылу врага (Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля и др.) трудящееся население активно поддерживало Красную армию.

В этих новых условиях операции Красной армии носили ярко выраженный маневренный характер. Обходы, охваты, окружение, встречные сражения чередовались и сочетались с ударами с фронта. Оборонительные операции быстро перерастали в наступательные, маневренные. Подвижные роды войск (конница), которые не получили широкого применения в первую мировую империалистич. войну, сыграли большую роль в период гражданской войны. По инициативе т. Сталина была сформирована Конная армия (см.). Ее операции под руководством тт. Ворошилова и Буденного внесли в Оперативное искусство совершенно новые начала и формы (действия Конной армии на Южном фронте в 1919—20, на Юго-зап. фронте в 1920). Конная армия рвала фронт противника, выходила в тыл его войскам, уничтожала резервы противника, его тыловые части, нарушала управление и наносила решительное поражение главным силам противника.

В операциях гражданской войны противник преследовался до полного уничтожения или деморализации его сил. Наступление на противника велось не только с фронта, что было преобладающей формой операций в империалистическую войну, но с флангов и тыла. Таковы формы Оперативное искусство периода гражданской войны. В Оперативное искусство гражданская война внесла, новый метод выбора направления главного удара. Если раньше на выбор направления главного удара решающее влияние имели кратчайшие расстояния, удобство местности и слабость участков фронта противника, то в период гражданской войны решающее значение приобрел классовый состав населения тех районов, к-рые находились на направлениях главного удара.

При благоприятном классовом составе населения сила удара не ослаблялась, а нарастала в ходе операции, в то время как у противника сила сопротивления падала. Это положение особенно ярко выражено в замечательном сталинском плане разгрома Деникина путём нанесения главного удара через Харьков—Донбасс на Ростов н/Д. На современном этапе Оперативное искусство Красной армии исходит из политической и экономической мощи Советского Союза. СССР ведет мирную политику. Красная армия призвана обеспечить неприкосновенность границ нашей родины и ее независимость. «Если враг нападет…, мы не только не пустим врага в пределы нашей родины, но будем его бить на той территории, откуда он пришел» (Ворошило в К. , Статьи и речи, 1937, стр. (>50). !’ «Наша Армия существует не для нападения, но только до момента нападения врага на нашу Родину.

Она будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий, если враг ее понудит к этому» [Речь К. Ворошилова на параде на Красной площади 7/Х1 1937, газ. «Правда», 1937, 10/XI, № 309, стр. 3]. «Мы должны победить врага, если он осмелится на нас напасть, малой кровыо» (Ворошило в К., Статьи и речи, 1937, стр. 641). В этих положениях, высказанных вождем Красной армии, маршалом Советского Союза т. Ворошиловым, определен характер нашей оперативной доктрины, предопределены формы операций вооруженных сил Советского Союза и даны основы оперативного искусства Красной армии. Авиация, танки, механизированные и моторизованные части, мощные артиллерийские и другие огневые средства позволят организовать бои и операции так, что противник будет поражаться одновременно на большой глубине его расположения.

Увеличились возможности быстрого изменения группировки войск, внезапного обхода и захвата тылового района противника с выходом на пути его отхода для окружения и уничтожения противника. Готовясь к маневренным операциям, Красная армия одновременно готовится и к операциям прорыва оборонительных полос противника.— Важнейшими разделами Оперативного искусства являются:

1) планирование и организация операций,

2) изучение различных видов операций (наступательная операция, оборонительная операция),

3) управление операцией,

4) устройство и работа тыла,

5) изучение противника.

Обновлено: 21.12.2024 — 15:45
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии